Рекомендательная система

Разработка рекомендательной системы общего назначения на основе глубокого обучения (Deep Learning) и LSTM.

Deep learning
CUDA
LSTM
Torch

2015

Коротко о главном

Задача

Разработать ПО для рекомендации нового материала на основе истории пользователя.

Решение

  • Построена модель на основе LSTM
  • Реализован программный комплекс сбора и обработки данных
  • Запущена веб-панель для анализа статистики и получаемых рекомендаций

Рекомендации

В любой сфере, где пользователям предлагается контент в той или иной форме, рекомендации нового материала — важнейший элемент системы. Действительно, увеличение продаж даже на несколько процентов может принести миллионы долларов.

Показателен пример соревнования Netflix Prize. В 2006 году компания Netflix, крупнейший поставщик потокового видео, запустила соревнование, в рамках которого участники по базе оценок фильмов пользователями пытались предсказать, какой следующий фильм стоит посмотреть. Задача: улучшить точность существующих рекомендаций на 10%. Приз составлял ни больше, ни меньше — миллион долларов. Ведь нетрудно посчитать, какую прибыль даст компании с оборотом в $3,61 миллиарда долларов подобное увеличение продаж.

Рис 1. Netflix.com

Конечно, область рекомендаций не ограничивается только лишь фильмами. Советовать можно все, что угодно:

  • Фильмы, сериалы, ТВ-передачи
  • Музыку
  • Товары в магазине
  • Книги
  • Новости
  • Веб-сайты

Способы

Есть несколько основных способов построения рекомендательных систем: фильтрация содержимого и коллаборативная фильтрация.

Фильтрация содержимого — простой и понятный метод, при котором мы учитываем параметры содержимого, которым интересовался пользователь и ищем похожие. К примеру, если человек посмотрел фильм «Терминатор», можно подыскать другие фильмы с Арнольдом Шварценеггером в жанре «фантастика».

Однако, на сегодняшний день, главным подходом к построению рекомендательных систем является коллаборативная фильтрация. При коллаборативной фильтрации используется информация о поведении всех пользователей в прошлом — например, информация о покупках или оценках. Скажем, если человек посмотрел фильм «Один дома», рекомендательная система может проанализировать, какие фильмы другие пользователи смотрели вместе с ним. Вполне возможно, этим фильмом окажется «Рождественская история» — оба фильма смотрят под рождество. Такие зависимости очень сложно явно запрограммировать, но, зато, с этой задачей замечательно справляются компьютерные модели.

Рис 2. Коллаборативная фильтрация

В результате мы имеем дело с огромной матрицей пользователь-объект каждый раз, когда нам требуется обновить рекомендации. Многие алгоритмы используют метод Matrix factorization для решения этой проблемы. Это неплохой подход, дающий результаты, однако существуют более современные решения.

Модель

Наш подход использует рекуррентные нейронные сети, если точнее — LSTM (Long short term memory). Подобные сети идеально подходят для создания модели предсказания следующего события по цепочке предыдущих. В нашем примере это может быть следующий фильм для просмотра на основе истории просмотров, товар для рекомендации в корзине на основе переходов по сайту и т.д.

Метод является очень гибким и позволяет использовать любую информацию об интересующих нас объектах. Кроме того, что немаловажно, учитывается последовательность просмотров, что позволяет отдавать предпочтение последним событиям и, в то же время, адекватно реагировать на резкую смену настроения. Еще один важный плюс — для получения новых рекомендаций не требуется пересчитывать модель, можно получать ответы в режиме реального времени.

Конечные модели тестируются на реальном продукте для повышения качества рекомендаций. Для возможности анализа результатов и управления параметрами была реализована веб-панель при помощи фреймворков Angular и Node.JS.

Следующий проект

Дефекты дорожного полотна аэропортов

Recommendation system

General purpose recommendation system based on LSTM and Deep learning was developed.

Deep learning
CUDA
LSTM
Torch

2015

About project

Task

Develop software to produce new recommendations based on collaborative user activity.

Solution

  • LSTM-based model was developed
  • Implemented software for data grabbing and processing
  • We published web solution to analyze the statistics and get recommendations online

See Movix.ai

About recommendations

Usually, when people consume content in any form, recommendations of the new material - a key element of any system. Indeed, the increase in sales of even a few percent can end up in millions of dollars.

Typical example is Netflix Prize. In 2006, one of the largest VOD provider Netflix launched an contest in which participants were trying to advise next movie to watch based on user ratings. The task was to beat current algorithm by 10%. And the prize was $1 000 000. It's not hard to calculate how much company with $3,61 billion turnover will benefit from 10% sales increase.

Pic 1. Netflix.com

Of course, it is possible to recommend more that just movies:

  • Movies, TV series
  • Music
  • Products
  • Books
  • New
  • Web sites

Methods

There are a few general methods to build recommendation system: content filtering and collaborative filtering.

Content filtering is a simple and well-understood method, in which we consider content parameters of item and look for similar items. For example, if user has seen «The Terminator», we can advise other Arnold Schwarzenegger action-movies.

However, the most popular method for today is collaborative filtering. Collaborative filtering use information of every user activity in past — like ratings or views. For example, if user has seen movie «Home Alone», recommendation system will look for movies, other people have seen along with «Home Alone». For example, «Christmas Carol» can be such a movie, because both movies take place on Christmas. Dependencies like this are very hard to program, but such a task can be solved using complex computer models.

Pic 2. Collaborative filtering

Model

In our solution we use recurrent neural networks, LSTM (Long short term memory), to be exact. Such networks work great when the task is to predict next event based on the chain of previous events. In our case, it can be next movie to watch, considering user view history.

This method is really flexible and allows us to use any kind of information about items. Moreover, order of events is considered so it is possible to make recent events more valuable. Another great thing is that we don't have to rebuild model from scratch to obtain new recommendation from new events.

Final models are used in production software to increase recommendations quality. To make analysis easier a web dashboard was developed with help of Angular and Node.JS.

Next project

Airports runway defects detection