3D-сегментация органов с CT

Выполнено построение 3D-представления органа на основе серии снимков с компьютерной томографии.

Neural networks
Computer vision
3D

2014

Коротко о главном

Задача

Разработать ПО для построения 3D-модели органа на основе серии снимков-срезов.

Решение

  • Создано ПО для работы с CT-снимками формата DICOM
  • Построена нейронная сеть для выделения отмеченного органа на серии снимков
  • Реализовано построение 3D-модели органа из полученного облака точек и расчет его объема
  • Представлен инструмент для визуализации и работы с полученным результатом

Задача

Один из распространенных способов применения методов машинного обучения — распознавание графических образов. Подобные задачи возникают во многих областях, использующих сенсоры для получения данных.

В частности, одной из таких областей является обработка информации с медицинских снимков. Здесь открывается широкий простор для возможностей применения машинной обработки: сегментация органов, выделение объектов, поиск областей, содержащих опухоль, построение 3D-представления на основе серии снимков и так далее.

Рис 1. Срез с CT сканирования печени
Рис 2. Анимация срезов томографии

Сложность данной задачи заключается в большой зашумленности исходных снимков. Действительно, для получения снимков компьютерной томографии используется рентгеновское излучение. Чем сильнее это излучение, тем более качественными получаются снимки. Понятно, что здоровья пациенту это не добавляет. Поэтому врачи всегда стремятся уменьшить излучение. Но что делать с полученными данными? И здесь на помощь медицине приходят компьютерные технологии, позволяющие «вытащить» из исходной информации максимум полезного.

Решение

Перед нам стояла следующая задача: по серии снимков компьютерной томографии построить 3D-модель печени пациента и оценить ее объем. Объем органа является важным критерием выбора способа лечения раковых больных: медикаментозного или при помощи операции. Современные программные средства пасуют перед этой задачей и зачастую специалистам приходится выделять орган вручную, обводя его мышкой на каждом кадре, что, разумеется, занимает огромное количество времени.

Если построение 3D-модели органа по облаку точек и оценка его объема не представляет принципиальной сложности, то задача сегментации, то есть отделение интересующего нас органа (в данном случае, печени) от остальных составляющих кадра оказывается непростой задачей. Действительно, в местах касания органом других тканей даже визуально невозможно провести границу перед печенью.

Рис 3. Выделение печени на снимке CT: до и после

Для решения этой проблемы была использована специальная нейронная сеть, учитывающая информацию о 3D окружении каждого пикселя среза. Дополнительно, важным вкладом в решение является использование текстурной информации: т.е. паттерна, составляющего рисунок той или иной ткани.

В результате удалось добиться качественного выделения интересующего органа, построения его модели в пространстве и оценки его объема.

3D tissue segmentation from CT

Building 3D model of tissue based on series of computed tomography scans.

Neural networks
Computer vision
3D

2014

About project

Task

To develop software capable of building 3D-model from a series of CT-images.

Solution

  • DICOM-format read and write library was developed
  • Neural network for extracting a tissue on CT-image was made
  • 3D model of tissue was constucted from points cloud to find its volume.
  • A tool for visualization of results was developed

Task

Recognition of objects from graphic images — is a common way of using machine learning methods. Similar problems arise in many areas that use sensors to obtain data.

In particular, processing of information from medical images is an example of such area. There are a lot of applications of machining learning possibilities: segmentation of organs, selection of objects, search for areas containing tumor, building of 3D-representation on the basis of a series of images, and so on.

Pic 1. Image of liver from CT
Pic 2. CT process animation

One of the main problems is that original picture is very noisey. Indeed, to obtain CT scans X-rays are used. The stronger the X-rays are, the better quality of the output images. It is clear that it does not add health to the patients. Therefore, doctors are always seeking a new ways to reduce radiation level. And so here comes computer technology to help medicine and extract information from the original image.

Solution

We had the following objectives: from a series of CT scans we had to build a 3D model of the patient's liver and estimate its volume. The volume of the tissue is an important criterion for choosing a method of treating cancer patients: an operation or medical treatment. Modern software tools often cannot solve this task, so specialists have to select tissue manually, encircling it with the mouse on each frame, that takes a tremendous amount of time.

If you build 3D models of the body on a cloud of points and the assessment of its volume does not represent the fundamental complexity, the problem of segmentation, ie, the separation of interest to us body (in this case, the liver) from the other components of the frame is a daunting task. Indeed, in the field of contact body other tissues even visually impossible to draw a line in front of the liver.

Pic 3. Liver selection from CT-image: before and after

To solve this problem, we used a special neural network, with information on 3D environment of each pixel slice. Additionally, an important contribution to the solution is the use of texture information: i.e. pattern constituting the pattern of a particular tissue.